ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА




Современные технологии все больше и больше проникают в школьное образование. Сегодня уже невозможно представить занятие без технических средств. Но иногда возникает ситуация, которая в корне меняет все наше представление об уроке. Некоторые современные педагогические технологии переворачивают все наши традиционные способы работы с обучающимися. Об одной такой технологии и о моем опыте ее использования будет эта статья.
Перевернутый класс – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот.
Идея перевёрнутого класса возникла несколько десятилетий назад в США. Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию материала за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме.
Всю широту возможностей информационных технологий в образовании продемонстрировали начинания американца Салмана Хана (Salman Khan). Его некоммерческий проект Академия Хана (www.khanacademy.org) оказывает  существенное влияние на традиционную систему школьного обучения в США. Салман Хан создает мини-видеолекции по различным курсам, таким, как химия, биология, математика, размещая их на сайте Академии и даже в YouTube.
Необходимо отметить, что возможности современного Интернет пространства практически безграничны.  Продолжающееся развитие мощных мобильных устройств предлагает широкий выбор образовательных ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время. Именно благодаря этим возможностям в мой класс пришла технология перевернутого обучения. Несмотря на тот факт, что родоначальники технологии предлагают ее использование на уроках естественнонаучного цикла, не существует единой модели перевернутого обучения, как не существует определенного направления деятельности для ее использования. Термин «перевернутый класс» широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на предварительном изучении материала.  И это один из самых важных аспектов. В моих группах собраны очень разные учащиеся. Одним достаточно взглянуть на материал, а другие нуждаются во времени для его подробного изучения. При объяснении нового материала одни ребята еще ничего не поняли, а другие уже заскучали.  Конечно же, нельзя исключить объяснения преподавателя полностью. Но предварительная подготовка обучающихся позволяет учителю вовлекать ребят в процесс разбора новой темы сразу же на практических заданиях. Тем самым, учащиеся становятся не пассивными слушателями лекции по новому материалу, а активными участниками по его разбору.
         В своей деятельности учителя английского языка я использую технологию «перевернутого класса» в трех аспектах:
§  перед заданиями на аудирование,
§  при изучении грамматики,
§  при просмотре фильмов на английском языке.
Рассмотрим каждый из вариантов.
Перед уроком, на котором предполагается задание на аудирование, учащиеся получают домашнее задание прочитать шесть небольших текстов. При работе с текстами ребята должны найти все новые для себя слова, проконсультироваться со словарем и определить их дефиниции. Во время классной работы учащиеся слушают эти же тексты в более коротком изложении и выполняют стандартные при аудировании задания. Использование Voki (www.voki.com) позволяет сделать работу более интересной и забавной. (Просмотреть этот урок полностью можно на сайте обучающих ресурсов www.smartexchange.com)  В результате работы учащиеся имеют возможность проверить, насколько эффективно они поработали с новыми словами в домашних условиях. Кроме того, данная работа позволяет преодолеть сложности учащимся, у которых есть проблемы с аудированием.
Прежде чем говорить о новой грамматике я даю учащимся ссылку на видео с объяснением нового материала. Каждый ученик имеет возможность просмотреть объяснение новой грамматики на русском языке. Обычно я использую уже готовые материалы из Интернета, например, с сайта http://english03.ru/video-uroki.  После этого обсуждение нового грамматического материала происходит уже в классе при выполнении упражнений по теме. Такой подход позволяет вовлечь учащихся в процесс изучения нового, превратить их из пассивных слушателей неинтересного материала в активных участников обучающего процесса.
И, наконец, последний из апробированных  мной способов применения технологии «перевернутый класс».  Данный способ целесообразно использовать при просмотре фильмов на английском языке. Учащиеся смотрят заранее оговоренный по времени отрезок фильма на английском языке у себя дома. Цель просмотра не только понять содержание, но и выписать все незнакомые слова и фразы. Далее при помощи словаря происходит работа над новой лексикой и, наконец, ребята выполняют упражнения по содержанию фильма.  Интересный материал современного фильма на английском языке делает нудную работу со словарем достаточно увлекательной, а современные выражения в фильме позволяют учащимся чувствовать себя достаточно комфортно при общении со сверстниками из других стран.
Таким образом, технология перевернутого обучения предполагает изменение роли преподавателя. Становится возможным более тесное сотрудничество во время учебного процесса. Меняется и роль обучающихся. Они перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Технология позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний.
РЕСУРСЫ: 
«   * Перевернутый урок. Как объяснить тему так, чтобы все поняли, и чтобы никому не было скучно?» Диана Богданова, кандидат педагогических наук, Институт проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН) / Дети в информационном обществе: информационный журнал -  №11, апрель – сентябрь 2012 
   *   Академия С. Хана // https://www.khanacademy.org/
   *  «7 things you should know about flipped classrooms» // http://www.educause.edu/library/resources/7-things-you-should-know-about-flipped-classrooms   (7 февраля, 2012)


Комментарии