Рефлексия в SMART LAB


     В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока. Если  обратиться к новому  ФГОС ООО, то можно буквально с первых страниц прочитать следующее:
«Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».
«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности».(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
     То есть можно сделать вывод, что современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Именно поэтому очень важным на уроке становится этап целеполагания и содержательной рефлексии. Учитывая интерес обучающихся к новым технологиям, мной был модернизирован прием «пять пальцев».  Данный прием относится к приемам содержательной рефлексии и может быть проведен в конце любого урока. С целью визуализации приема я совместила его с инструментами лаборатории SMART LAB – открытие подписей.  А для того, чтобы использовать прием на своих уроках я использовала английский вариант подписей.
Данный прием не только поможет обучающимся оценить свою деятельность на уроке, но и может быть применен для самооценивания своей деятельности в течение дня. Эта привычка может оказаться очень полезной при оценивании ежедневных действий по достижению жизненных целей.



Комментарии