ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПАДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЕСА И ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение Критическое (направленное) мышление предполагает оценку мыслительного процесса: – верности принятых решений; – хода рассуждений, которые привели к определённым выводам. В основу технологии критического мышления легли идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс). Проблему развития критического мышления разрабатывали отечественные и зарубежные учёные Брюшинкин В. Н., Загашев И.О, Калинников Л. А., Сорина Г. В., Мередит К. 

Идеальное критическое мышление человека обычно связано:

– с любознательностью,
– хорошей осведомлённостью,
– непредубеждённостью,
– гибкостью,
– справедливостью в оценке,
– честностью в столкновении с личными убеждениями,
– благоразумием в суждениях,
– желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы,
– тщательностью в поиске нужной информации,
– разумностью в выборе критериев,
– постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи. На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит её систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приёмов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа. 

В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. 

Технология критического мышления помогает мне, как учителю повысить не только уровень знаний, но и мотивацию учащихся. Интерес учащихся к происходящему на уроке даёт основу для более качественного усвоения учебного материала. 

Данная технология применяется мной на разных уровнях обучения. Для обучающихся 9 - 11 классов мной используются уже более сложные подходы. В частности, наиболее эффективным, с моей точки зрения, является прием «шесть шляп».
 Приём «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Приём помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь её решения. Технологию Боно уже взяли на вооружение такие ведущие мировые компании, как IBM, British Airways, Mary Key. 
«Шесть шляп» — это приём групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Для знакомства обучающихся с приемом можно использовать предложенное видео.


Алгоритм работы с приёмом
1. Задаётся проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения. 

2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли: 

Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе. 

Жёлтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Чёрная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против. 

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов. 

Зелёная — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными. 

Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение. 

В рамках урока английского языка приём используется мной в нескольких направлениях: 


1. После высказывания участников, носящих шляпу того или иного цвета, обсуждения и ответов на вопросы обучающиеся пишут короткое эссе по исследуемому вопросу. При таком подходе эссе получаются многогранными и не вызывают содержательных затруднений даже у обучающихся, которые не разбираются в теме обсуждения. 

2. Дискуссия. Пара обучающихся в шляпе одного цвета после обсуждения и диалога в паре, распределяется на две группы. Таким образом в каждой из групп оказываются обучающиеся, примерившие на себя шляпы разных цветов. Данный факт даёт возможность обсудить проблему с разных позиций. А это, в свою очередь приводит к более качественной содержательной и эмоциональной дискуссии по теме.

3. Ещё одним интересным направлением является составление концептуальных карт по теме. В течение работы над модулем весь класс надевает на голову шляпы разных цветов, а получившиеся в процессе работы факты, идеи, эмоции заносятся в общую концептуальную карту, которая затем используется для подведения итогов работы по теме модуля в разных формах (эссе, диалог, монолог, и.т.п.) 






Применяемый виджет SMART позволяет не только визуализировать образы в шляпе нужного цвета, но и помогает обучающимся задавать правильные вопросы. Вопросы, используемые в процессе работы по технологии.

Скачать виджет http://exchange.smarttech.com/











Комментарии