В
настоящее время очень много говорят о современных педагогических подходах и о
том, как дать ученикам возможность использовать навыки 21-го века. Я предлагаю
посмотреть на эти позиции глазами учителя-практика, который использует на своих
уроках интерактивное оборудование и пытается критически оценивать его
необходимость на уроке.
Все чаще
можно услышать о таком понятии, как «дизайнерское мышление». Для раскрытия
понятия дизайнерского мышления необходимо раскрыть механизмы продуктивного
мышления, поскольку они тесно связаны между собой и имеют сходную природу.
Выразителями подхода к мышлению как к чисто продуктивному процессу являются
представители гештальтпсихологии (М.Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка и др.)
Продуктивность рассматривается ими в качестве специфической черты мышления,
отличающей его от других психических процессов. Мышление возникает в проблемной
ситуации, включающей неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит
к такому решению, в результате которого получается нечто новое, не содержащееся
в фонде имеющихся знаний и не выводимое из него непосредственно на основе
законов формальной логики. (Чуварина Н.П. Формирование
дизайнерского мышления младших школьников. – М.: Просвещение, 1995. – 250 с.)
Дизайнерское
мышление — это процесс
активного размышления и генерации идей, который включает в себя
несколько этапов:
- Понимание проблемы
- Определение проблемы
- Воображение
- Создание прототипа
Давайте
попробуем понять, что входит в каждый из этапов дизайнерского мышления и как с
этим можно работать на уроке при помощи интерактивного оборудования.

В
качестве учебных идей можно использовать инструменты интерактивной доски SMART.
Например, инструмент «КРИЧИ». Данный инструмент позволяет максимально вовлечь
учеников в процесс урока.
Ребята
получат возможность:
- поделиться своими мыслями,
- задавать вопросы,
- определить «кто», «что», «как»,
- определить проблемные области,
- создать план,
- обнародовать идеи мозгового штурма,
- сравнить и систематизировать высказанные мысли.

На этапе актуализации знаний можно расширить спектр ответов, тем самым позволить ребятам высказаться по рассматриваемому вопросу.
Данный инструмент можно применять подобным образом и на этапе рефлексии. А можно усложнить задание добавив в него, например, грамматическую составляющую, то есть не просто высказаться по теме урока, а высказать изученные в процессе работы новые словосочетания.
Разработанные уроки можно посмотреть и скачать на сайте учителя http://creativity.g-12.edusite.ru
В следующей статье я расскажу о том, какие еще инструменты можно использовать на этапе осознания проблемы и на этапе ее определения.
Интересный подход. Интерактивные доски есть не везде, но можно и без них вполне обойтись. Перечисленные этапы дизайнерского мышления логично использовать в качестве основы и для других предметов, разработав соответствующие уроки.
ОтветитьУдалить